Неорганическая
Органическая
Коллоидная
Биологическая
Биохимия
Токсикологическая
Экологическая
Химическая энциклопедия
Советская энциклопедия
Справочник по веществам
Гетероциклы
Теплотехника
Углеводы
Квантовая химия
Моделирование ХТС
Номенклатура
Таблица Менделеева
Неорганические реакции
Органические реакции
Молярные массы
Форматирование формул
Редактор формул
Уравнивание реакций
Электронное строение атомов
Игра «Таблица Менделеева»
Термодинамические свойства
Конвертер величин
Гальванопара
Поиск репетиторов
Форум
Лекарства
Фармацевтика
Термины биохимии
Коды загрязняющих веществ
Стандартизация
Каталог предприятий


АЛХИМИЯ

АЛХИМИЯ [позднелат. alchymia, alchimia, через араб. алькимия; возможно, от греч. chymeia, cherneia-искусство выплавки металлов, chyma - жидкость, литье, или от Хемия (греч. Спёгша)-одно из наименований Др. Египта, от др. -егип. хам, хаме-черный, букв. - черная страна, страна черной земли], наряду с другими тайными, оккультными, науками (астрологией и каббалой) - явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более 1,5 тыс. лет разл. эпохам (эллинизм, европейское средневековье, Возрождение). Алхимия существовала еще в составе древних восточных культур - в Ассиро-Вавилонском царстве, доисламской Персии, Арабском халифате, а в Китае, Индии и Японии - во времена становления там буддизма. Но наиб. распространение она получила в средневековой Европе. В данной статье речь пойдет об алхимии преим. в этом регионе.

Алхимию связывают с попытками получить совершенный металл (золото или серебро) из металлов несовершенных, т.е. с идеей трансмутации (превращения) металлов с помощью гипотетич. в-ва - "философского камня". Сами алхимики называли свою деятельность scientia immutabilis - "наукой неизменной".

Первый этап алхимии (2-6 вв.) связан с деятельностью Александрийской академии (2-4 вв.). Это было время становления алхимии в составе позднеэллинистич. герметич. философии (по имени Гермеса Трисмегиста-Трижды Величайшего, легендарного основателя алхимии) под влиянием учения персов-огнепоклонников, неопифагорейских и неоплатонич. умозрений эллинизированного Египта, предхристианских и раннехристианских философских систем. Александрийская алхимия занимает срединное положение между ремесленной практикой, направленной на имитацию благородных металлов (золота-хризопея и серебра-аргиропея), и оккультным теоретизированием. Алхимик оперирует с в-вом и одновременно размышляет над его природой.

Оснащение лаборатории алхимика и мастерской ремесленника (металлодельца, стеклодела, красильщика, изготовителя ядовитых и лек. настоев) в осн. совпадают: аппараты, приборы, посуда, в-ва. Совпадает и характер деятельности: открытие, наблюдение и описание в-в и их взаимодействий, препаративные процедуры и технологич. операции. Но у алхимика иная цель: не утилитарная, а глобальная, направленная на построение особой Вселенной, собственной картины мира, представленной в алхимии в специ-фич. образах-понятиях ("философский камень", целительные панацеи, алкагест - универсальный р-ритель, гомункул - искусственный человек). Он осуществляет тем самым единение микро- и макрокосмоса, соотнося природное и духовное, вселенское и человеческое на пути к знанию.

Алхимик теоретически осмысливает хим. ремесло и как бы приспосабливает к делу под воздействием этого же ремесла собственное теоретизирование. Он формулирует направления своей деятельности так: в материальном мире — трансмутация несовершенных металлов в совершенные; в человеческом мире - личное совершенствование; созерцание бога и приобщение к нему через его слово - в мире неземном. Алхимия, следовательно, одновременно представляла два рода деятельности - "аурификцию" (золотоподобные имитации) и "аурифакцию" (определенную мировоззренч. доктрину).

В 7-11 вв. алхимия ни в практич., ни в теоретич. отношениях не обогатила средневековое природознание.

На втором этапе (12-14 вв.) алхимия вступает во взаимоотношения с культурой европейского средневековья, пребывая между практич. химией и "естественной философией", основанной на христианизир. учении Аристотеля о материальном мире. (Мир в-в, согласно этому учению, состоит из сочетаний четырех начал-стихий - земли, воды, воздуха, огня, обладающих соответствующими свойствами-качествами-сухостью, влажностью, холодом, теплом.) В результате алхимия рационализируется, приобретая черты лишь внеш. образом алхимизированной практич. химии, с одной стороны, и деятельности, направленной на познание в-ва, - с другой.

Названные выше образы-понятия алхимии существуют не сами по себе, а в конкретных познавательно-практич. проблемах, связанных с преобразованием в-ва. Мысль о всеобщей пре-вращаемости в-ва, из к-рой следует возможность трансмутации металлов, коренится в аристотелевой идее первичной материи как совокупности всех свойств-качеств и начал-стихий. В аристотелевых началах-стихиях, абстрактных качеств. принципах, алхимик видит и то, что видел Аристотель, но и нечто иное - вещественное, обнаруживаемое органами чувств, преобразуемое с помощью соответствующих лаб. приемов. Аристотелева вода, напр., у алхимиков - знак холодного и влажного, но и та вода, к-рую можно пить, и aqua fortis (азотная к-та), и aqua regis (царская водка). Аристотелевы начала-стихии обретают веществ. характер, выстраиваясь в триаду алхим. начал-принципов и вместе с тем в-в: ртуть, сера и соль. Принцип и в-во вместе: "Возьми, сын мой, три унции серы и пять унций злости...". Это примета особого, радикально отличного от нынешнего, мышления.

Мысль алхимика движется от изучения функциональной зависимости св-во-св-во (блеск золота, напр., зависит, в числе прочего, от огненности серы) к изучению принципиально иной зависимости состав - св-во. При этом антиатомистич. представления имеют тенденцию через понятия "квинтэссенция" (скрытая сущность тела) и "биологическая" индивидуация (тело - живой организм) стать физ.-хим. атомистикой новой науки. Если, однако, понимать атомизм как неуничтожимость и неизменяемость единицы в-ва, тогда идея трансмутации оказывается бессмысленной. В этом случае следовало бы отказаться от алхим. веществ-принципов (ртуть, соль, сера) как кирпичей мироздания и признать реальные металлы, напр., простыми хим. элементами в современном смысле. Т. обр., атомизм-в нек-ром роде логич. будущее алхимии.

Учение об алхим. началах-принципах противостоит двум осн. направлениям средневекового природознания (13 в.): созерцательному опыту оксфордской школы (Р. Бэкон, Роберт Гроссетест) и схоластике Альберта Великого-Фомы Аквинского. Но в этом противостоянии оно как бы примиряет средневековые номинализм (имя-идея вещи - лишь конструкция ума) и реализм (имя-идея вещи так же реальна, как и сама вещь) и тем самым предвосхищает метод науки нового времени, оперирующей с реальными в-вами, но осмысляемыми с помощью соответствующих понятий. В этом и состоит главный урок, преподанный алхимией научной химии - науке нового времени.

Учение об алхим. субстанции и акциденции (сущность всех металлов едина, различны их преходящие, акцидентальные, формы) обусловливает "врачующий" характер препаративной деятельности алхимиков, совершенствующих металл - освобождающих его от порчи. Эта практич. установка находится в соответствии со след. двумя устремлениями алхим. мысли. Первое: разрушение видимых форм в-ва, физ. и физ.-хим. воздействия на в-во (дробление, измельчение, растирание, обжиг, растворение в-ва в минеральных к-тах и др.). Так алхимик выявляет сокровенную сущность - квинтэссенцию, форму форм, лишенную к.-л. св-в кроме идеального совершенства (идея, восходящая к александрийской алхимии). На этом пути - физикализация алхимии. Второе: одухотворенная предметность (зооморфные, антропоморфные, анимистич. представления о в-ве, "исцеление" в-ва с помощью "медикамента" - "философского камня"). На этом пути - биологизация алхимии, ведущая с формированию идеи хим. индивидуальности. Во взаимодействии этих устремлений можно усмотреть предвосхищение современной химии, мечущейся меж всемогущей физикой и всеобещающей биологией.

Деятельность алхимиков к концу второго этапа складывается из трех составляющих: 1) ритуально-магич. опыт, в к-ром препаративные процедуры сопровождаются соответствующими заклинательными ф-лами, выражаемыми особым символич. языком (мир в-в - мир символич. их заменителей, причем последний истиннее первого, ибо священнодействен, исполнен высшего смысла; с одной стороны, "дело это делает рука", с другой - "деяние это творит десница"); 2) система определенных лаб. приемов, направленных на недостижимый, как теперь ясно, результат; 3) синтетич. искусство, с помощью к-рого изготавливают конкретную вещь. Так в рамках алхимии воспроизводится особый тип познавательно-практич. деятельности, непосредственно предшествовавший химии нового времени.

Но реальный путь от алхимии к химии оказался трудным. Потребовалось длительное взаимод. трех направлений средневекового природознания (схоластич. теоретизирования, ремесленного опыта и алхимии), прежде чем experientia как опытность, знание и experimentum как проба, опыт, встретившись, привели к научному эксперименту.

Именно в силу обретения алхимией собственного теоретич. взгляда на свой предмет главные практич. вклады алхимии приходятся на 8-12 вв. в арабском мире и на 12-14 вв. в Европе. Получены серная, соляная и азотная к-ты, винный спирт, эфир, берлинская лазурь. Создано разнообразное оснащение мастерской-лаборатории-стаканы, колбы, фиалы, чаши, стеклянные блюда для кристаллизации, кувшины, щипцы, воронки, ступки, песчаная и водяная бани, волосяные и полотняные фильтры, печи. Разработаны операции с различными в-вами - дистилляция, возгонка, растворение, осаждение, измельчение, прокаливание до постоянного веса. Расширен ассортимент в-в, используемых в лаб. практике: нашатырь, сулема, селитра, бура, оксиды и соли металлов, сульфиды мышьяка, сурьмы. Разработаны классификации в-в. Впервые описано взаимодействие к-ты и щелочи. Открыты сурьма, цинк, фосфор. Изобретены порох, фарфор. Бонавентура (13 в.) установил факт растворения серебра и золота в царской водке. В трактате Р. Бэкона "Зеркало алхимии" можно усмотреть неосознанное приближение к правилам стехиометрич. соотношений и принципу постоянства состава. Ему же принадлежит систематизированное описание св-в семи известных тогда металлов. Но успехи прикладного св-ва алхимия должна разделить с хим. ремеслом.

Во многом сходна с европейской алхимия арабского мира 8-12 вв. (Бл. Восток и страны Магриба). Это сходство не случайно, если принять точку зрения М. Бертло о проникновении алхимии в Европу через арабов.

Практич. химия шла путем эмпи-рич. поиска, лишь оттеняя особую природу алхимии.

Третий этап алхимии (15-17 вв.) связан с кризисом европейского средневекового мышления и отмечен новым расцветом оккультных увлечений, характерных для ренессансного неоплатонизма. В стороне стоит Парацельс (16 в.), ориентировавший злато-сереброискательскую алхимию на лекарственную-иатрохимию (греч. iatros-врач).

Алхимия в эпоху Просвещения (18 в.) воспринималась современниками как фарс.

Т. обр., в ходе историч. взаимодействия с умозрительным природознанием и хим. ремеслом алхимия трансформируется в научную химию. Под влиянием алхимии взаимоизменились хим. ремесло и умозрительное природознание, став соответственно хим. технологией и опытно-индуктивной наукой 17 в.


===
Исп. литература для статьи «АЛХИМИЯ»: Рабинович В.Л., Алхимия как феномен средневековой культуры, М., 1979; его же. Образ мира в зеркале алхимии. От стихий и атомов древних до элементов Бойля, М., 1981; Jung С. G., Psychology and alchemy, L., 1953; Read J., Through alchemy to chemistry, N.Y., 1963; Thorndike L., A history of magic and experimental science, v. 1-8, N.Y., 1923-41. В.Л.Рабинович.

Страница «АЛХИМИЯ» подготовлена по материалам химической энциклопедии.


     © ХиМиК.ру




Реклама   Обратная связь   Дизайн