ФОТОГРАФИЯ ЦВЕТНАЯ (от греч. phos, род. п. photos -свет и grapho - пишу), совокупность способов и процессов получения изображения объекта фото- и киносъемки в. натуральных цветах.

Большинство способов фотографии цветной основано на трехкомпонент-ной теории цветового зрения, согласно к-рой любой цвет можно получить из комбинации излучений трех основных цветов - красного, зеленого и синего. При фотосъемке раздельно регистрируют на фотопленке действие этих излучений в виде трех фотографич. изображений (стадия цветоделения), к-рые на послед, стадии используют для цветовоспроизведения (синтез цветов).

Цветоделенные изображения м. б. получены на обычных черно-белых или многослойных цветных фотографич. материалах. В первом случае с объекта съемки экспонированием через красный, зеленый и синий светофильтры получают три одноцветных негатива, с к-рых печатают три частичных позитивных изображения; совмещая последние по контуру и проецируя через светофильтры на экран, получают цветное фотографич. изображение объекта (аддитивный способ синтеза цветовоспроизведений).

В наиб. распространенном случае с использованием многослойных цветных фотоматериалов цветоделение достигается путем избират. поглощения основных цветов тремя гало-геносеребряными светочувствит. слоями (рис. 1): верхний несенсибилизированный слой чувствителен только к синим лучам, средний оптически сенсибилизирован к зеленым лучам, нижний - к красным (см. Сенсибилизация оптическая). Скрытое фотографич. изображение образуется в каждом из трех эмульсионных слоев лишь под действием соответствующей части видимого света.

5033-2.jpg

По способу воспроизведения цветного изображения различают гл. обр. негативно-позитивные и позитивные (с обращением) процессы. При негативно-позитивном процессе превращение скрытого изображения в видимое на первой стадии осуществляется под действием спец. проявителей для фотографии цветной (т. наз. цветных проявителей), к-рые не только превращают AgHal в металлич. Ag, но и вместе с цветообразующими компонентами эмульсионных слоев участвуют в образовании изображения из орг. красителей (см. Проявление фотографического изображени). В верх. слое получается изображение из желтого красителя, в среднем - из пурпурного, в нижнем -из голубого, т. е. цвет частичных изображений является дополнительным к цвету лучей при экспонировании (суб-трактивный способ цветовоспроизведения, или гидротипия). Красители осаждаются на тех участках эмульсионного слоя, на к-рых есть металлич. серебро; поэтому полученное цветное изображение оказывается совмещенным с серебряным черно-белым. Позитивное изображение получают печатанием негатива на многослойной цветной фотобумаге; при этом все цвета на позитиве воспроизводятся такими же, как у фотографируемого объекта.

В случае позитивного (с обращением) процесса обработку экспонированного цветного фотоматериала ведут сначала в обычном черно-белом проявителе, содержащем в качестве проявляющего в-ва гидрохинон (иногда с фенидо-ном); при этом в эмульсионных слоях образуются три негативных цветоделенных изображения, состоящие из металлич. Ag. Затем фотографич. материал без фиксирования засвечивают и под действием цветных проявителей из остаточного AgHal во всех эмульсионных слоях получают частичные позитивные изображения из смеси металлич. Ag с красителем соответствующего цвета. После отбеливания Ag, фиксирования, промывки и сушки в эмульсионных слоях остаются изображения из красителей (частичные одноцветные позитивы), образующие в совокупности требуемые цвета объекта съемки (см. также Химико-фотографическая обработка фотоматериалов).

При нек-рых способах позитивной фотографии цветной для экспонирования используют черно-белые фотоматериалы, вводя цветооб-разующие компоненты в состав проявителей. Получаемые этим способом изображения отличаются высоким качеством цветовоспроизведения, однако обработка фотоматериала включает раздельное для каждого слоя засвечивание и проявление цветными проявителями, что значительно усложняет процесс.

Для получения копий с многоцветных позитивов (п о з и -т и в н о-позитивный процесс) используют фотоматериалы, в светочувствит. слои к-рых заранее вводят желтый, пурпурный и голубой красители. При печатании, напр. с цветных "слайдов", в каждом слое цветного фотоматериала возникают скрытые фотографич. изображения, а после черно-белого проявления - цветоделенные негативы, состоящие из металлич. Ag. При послед, отбеливании в кислой среде (Ag переходит в AgHal) красители разрушаются, превращаясь в бесцв. аминосоединения, а остаточные кол-ва красителей образуют в каждом слое соответствующие частичные позитивные изображения.

Широкое распространение получил цветной процесс с диффузионным переносом изображения, в результате к-рого на бумаге получают единственный цветной позитив (т. наз. моментальная съемка, или поляроид-процесс). Такой процесс является одноступенным: хим.-фотографич. обработка экспонированной пленки и получение позитива происходят одновременно непосредственно в фотоаппарате. Фотокомплект для съемки содержит катушки с намотанными на них цветной негативной пленкой и слабочувствит. фотобумагой и ампулы с пастообразным проявляюще-фиксирую-щим составом. После экспонирования пленка вместе с бумагой протягивается в обрабатывающую камеру фотоаппарата; при этом ампулы раздавливаются и паста равномерно распределяется между фотослоем негативного материала и приемным позитивным слоем (см. Репрография).

В используемой в этом процессе цветной фотопленке (рис. 2) каждый из трех желатиновых слоев с определенной спектральной чувствительностью разделен на два подслоя -верхний, светочувствит. (содержащий AgHal), и нижний, окрашенный в дополнительной к цвету зональной чувствительности верх. подслоя (соотв. в желтый, пурпурный и голубой). Молекула каждого красителя содержит т. наз. проявляющую группировку (напр., гидрохиноновую), к-рая придает ему способность диффундировать (в щелочной среде) в соответствующий верх. подслой и проявлять в нем скрытое цветоделенное изображение. Молекулы красителя, участвующие в проявлении, окисляются и теряют способность диффундировать, оставаясь в "своих" подслоях; неизмененные молекулы красителя, продолжая диффундировать, достигают желатинового слоя бумаги, находящегося в контакте с многослойной цветной пленкой, и участвуют в образовании цветного позитивного изображения в соответствии с субтрак-тивным принципом цветовоспроизведения.

5033-3.jpg

Рис.2. Схема диффузионного цветного фотографического процесса (с обращением). Штриховкой обозначены черно белые цветоделенные негативные изображения, состоящие из металлического серебра.

Кроме обычной фотографии цветной, воспроизводящей действительные цвета объектов съемки, в научной фотографии (напр., при аэрофотосъемке прир. объектов, съемок в космосе) используют двух- или трехслойные спектрозональные пленки, чувствительные к отдельным зонам спектра, включая ИК излучение. Цвета на получаемых позитивах передаются с заведомым искажением, что позволяет наиб. четко выделить малоразличимые в естественных условиях детали местности. Фотографирование на черно-белые или цветные спектрозональные пленки проводят спец. фотоаппаратом с желтым или красным светофильтрами; при печати применяют обычные цветные (многослойные) или спец. спектрозональные (двухслойные) фотобумаги и позитивные пленки. В черно-белом варианте сначала получают цветоделенные изображения в неск. зонах спектра, к-рые при цветовоспроизведении совмещают и рассматривают непосредственно или через соответствующие светофильтры; в цветном варианте цветоделенные изображения обычно совмещены. Спектрозональную фотографию в рентгеновских лучах используют для микрофотосъемки биол. объектов и шлифов минералов, содержащих разл. включения. Осуществляют такую съемку на обычных трехслойных цветных фотоматериалах; при этом различие цвета изображения соответствует разл. глубине проникновения излучения (через один, два или три эмульсионных слоя).

Впервые на возможность фотографич. цветовоспроизведения указал Дж. Максвелл (1861), к-рый и осуществил аддитивный способ синтеза цветов. Субтрактивный способ цветовоспроизведения, наиб. употребляемый в настоящее время, был предложен Л. Дюко дю Ороном (1868). Основы цветоделения и цветовоспроизведения на цветных фотоматериалах были заложены нем. химиками Б. Гомолькой (1907) и P. Фишером (1912); сами материалы впервые были выпущены в 1935 амер. фирмой "Истмен Кодак", а затем германской -"Агфа". Негативно-позитивный процесс на цветных фотоматериалах впервые осуществлен в 1939 на фирме "Агфа"; материалы для позитивно-позитивного процесса печатания копий появились в 60-е гг. в Швейцарии (фирма "Сиба-Гей-ги"); в США на фирме "Поляроид" в те же годы был осуществлен цветной процесс с диффузионным переносом изображения, изобретенный Э. Лэндом в 1948.

Лит.: Артюшин Л.Ф., Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии, M., 1970; Зернов В.А., Цветоведение, M., 1972; Джеймс Т., Теория фотографического процесса, пер. с англ., Л., 1980; Артюшин Л.Ф., Цветная фотография, M., 1986; Кисел ев А.Я., Вилен-ский Ю.Б., Физические и химические основы цветной фотографии, 2 изд., Л., 1990; Редько А.В., Основы черно-белых и цветных фотопроцессов, M., 1990; Фотография. Энциклопедический справочник, Минск, 1992.