Неорганическая
Органическая
Коллоидная
Биологическая
Биохимия
Токсикологическая
Экологическая
Химическая энциклопедия
Советская энциклопедия
Справочник по веществам
Гетероциклы
Теплотехника
Углеводы
Квантовая химия
Моделирование ХТС
Номенклатура
Таблица Менделеева
Неорганические реакции
Органические реакции
Молярные массы
Форматирование формул
Редактор формул
Уравнивание реакций
Электронное строение атомов
Игра «Таблица Менделеева»
Термодинамические свойства
Конвертер величин
Гальванопара
Форум
Лекарства
Фармацевтика
Термины биохимии
Коды загрязняющих веществ
Стандартизация
Каталог предприятий

Система Orphus

ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА

ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА, смеси углеводородов, используемые в качестве топлив для дизелей и газотурбинных установок. Получают при атмосферной или вакуумной перегонке нефти с послед. гидроочисткой и депарафинизацией. В нек-рые сорта дизельных топлив добавляют до 20% гидроочищенного газойля, получаемого каталитич. крекингом. Топливом для быстроходных дизельных двигателей служат легкие керосино-газойлевые маловязкие фракции нефти, для тихоходных - тяжелые вязкие фракции (см. табл.).
041_060-84.jpg
Присутствие H2S, водорастворимых к-т и щелочей, Н2О, а в случае дизельных топлив для быстроходных двигателей и мех. примесей не допускается. Главные эксплуатац. св-ва дизельных топлив - быстрое воспламенение и плавное сгорание. Эти св-ва характеризуются т. наз. цетановым числом (Ц. ч.). Наиб. легко воспламеняются парафиновые углеводороды нормального строения и олефины (Ц. ч. соотв. 56-103 и 40-90), наиб. трудно - ароматич. углеводороды (5-30). Оптимальную работу двигателей обеспечивает топливо с Ц. ч. 45-60. При Ц. ч. менее 45 резко увеличиваются период задержки воспламенения (время между началом вспрыска и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания двигателя, усиливается износ узлов трения. При Ц. ч. более 60 снижается полнота сгорания топлива, возрастают дымность выпускных газов и нагарообразование в камере сгорания, повышается расход топлива. С увеличением мол. массы углеводородов в гомологич. ряду Ц. ч. возрастает. Маркировка дизельных топлив включает содержание (в массовых долях) S и для летнего сорта т-ру вспышки (Л-0,2 - 40), а для зимнего сорта т-ру застывания (З-0,2 минус 35).Дизельные топлива для тихоходных двигателей маркируют как ДМ и ДТ. Прокачиваемость дизельных топлив определяется их низкотемпературными св-вами (т-ры помутнения и застывания), ухудшающимися при повышении содержания н-алканов. Пожароопасность дизельных топлив характеризуется т-рой вспышки, зависящей от содержания легких фракций. Эксплуатац. св-ва дизельных топлив значительно улучшаются введением присадок. Последние добавляют в кол-вах (в % по массе): инициирующие, к-рые повышают Ц. ч. на 8-12 (напр., изопропилнитрат), 0,25-2,0; противодымные (напр., ацетонитрил, метиланилин, сульфонат Ва) 0,25-0,5; антиокислители (напр., 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, N-фенил-N'-изопропилфенилендиамин) 0,002-0,1; деактиваторы металлов (напр., N, N'-десалицилиденэтилендиамин) 0,003-0,005; предотвращающие образование нерастворимых продуктов окисления (напр., нафтенаты или сульфонаты Ва и Са) 0,025-0,1; антикоррозионные (напр., масляный р-р окисленного петролатума и сульфоната Са) 0,008-0,005; депрессорные, к-рые понижают т-ру застывания (напр., полиметакрилаты, сополимеры этилена с винилацетатом мол. м. 2-6 тыс.), 0,01-2,0 и т. д. (см. также Присадки к топливам). В связи с тенденцией увеличения доли дизелей на автомобильном транспорте роль дизельных топлив значительно возрастает.
===
Исп. литература для статьи «ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА»: Саблина З. А., Гуреев А. А., Присадки к моторным топливам, 2 изд., М., 1977; Гуреев А. А., Камфер Г. М., Испаряемость топлив для поршневых двигателей, М., 1982; Теоретические основы химмотологии, под ред. А. А. Браткова, М., 1985; Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986. В. Г. Спиркин.

Страница «ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА» подготовлена по материалам химической энциклопедии.


     © ХиМиК.ру




Реклама   Обратная связь   Дизайн