Неорганическая
Органическая
Коллоидная
Биологическая
Биохимия
Токсикологическая
Экологическая
Химическая энциклопедия
Советская энциклопедия
Справочник по веществам
Гетероциклы
Теплотехника
Углеводы
Квантовая химия
Моделирование ХТС
Номенклатура
Таблица Менделеева
Неорганические реакции
Органические реакции
Молярные массы
Форматирование формул
Редактор формул
Уравнивание реакций
Электронное строение атомов
Игра «Таблица Менделеева»
Термодинамические свойства
Конвертер величин
Гальванопара
Форум
Лекарства
Фармацевтика
Термины биохимии
Коды загрязняющих веществ
Стандартизация
Каталог предприятий


Бензин

Бензин (франц. benzine), смесь углеводородов различного строения, бесцветная жидкость с пределами кипения 33—205°С. Температура замерзания бензина ниже —60°С, температура вспышки ниже 0°С, плотность 700—780 кг/м3 (0,70—0,78 г/см3).

  При концентрациях паров бензина в воздухе 74—123 г/м3 образуются взрывчатые смеси. Основной источник получения бензинаперегонка и каталитическая переработка нефти (см. Перегонка нефти, Крекинг); небольшие количества бензина получают переработкой каменных углей и горючих сланцев (см. Гидрогенизация деструктивная), а также из природных и попутных газов (см. Газы природные горючие и Газы нефтяные попутные). Бензин применяют главным образом в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от искры (карбюраторные и с непосредственным впрыском); около 10% бензина используют как растворители, промывочные жидкости и для др. целей. Бензины, применяемые как топливо, делят на автомобильные (табл. 1) и авиационные (табл. 2).

  Табл. 1. — Марки и качество автомобильных бензинов, выпускаемых в СССР

Показатели

Марки

А-66

A-72

A-76

АИ-93

АИ-98

Октановое число по моторному методу (не менее)

66

72

76

85

89

Содержание тетраэтилсвинца, г/кг бензина (не более)

0,6

0,41

0,82

0,82

Температура начала перегонки бензина, °С (не ниже)

35

35

35

35

35

Конец кипения, °С (не выше)

205/185

195/185

195/185

195/185

195*

Давление насыщенных паров, кн/м2 (не более)

670/930

670/930

670/930

670/930

670

мм рт. ст. (не более)

500/700

500/700

500/700

500/700

500

Индукционный период, мин (не менее)

450

600

900

900

900

Кислотность, КОН мг/л бензина (не более)

30

30

30

30

30

Содержание (фактическое) смол, мг/л бензина (не более)

150

100

100

70

70

Содержание серы, % (не более)

0,15

0,12

0,10

0,10

0,10

* Для бензина АИ-98 нет деления на летний и зимний; для других бензинов в числителе приведены данные для летних, в знаменателе — для зимних.

 

  Табл. 2. — Марки и качество авиационных бензинов, выпускаемых в СССР

Показатели

Марки

Б-100/130

Б-95/130

Б-91/115

Б-70

Детонационная стойкость

 

 

 

 

  октановое число по моторному методу (не менее)

98,6

95

91

70

  сортность на богатой смеси (не менее)

130

130

115

Содержание тетраэтилсвинца, г/кг бензина (не более)

2.7

3.3

2.5

Температура начала перегонки, °С (не ниже)

40

40

40

40

Конец кипения, °С (не выше)

180

180

180

180

Кислотность, КОН мг/л бензина (не более)

10

10

10

10

Содержание (фактическое) смол, мг/л бензина (не более)

20

20

20

20

Содержание серы, % (не более)

0,05

0,05

0,05

0,05

Период стабильности, ч

8

8

8

 

 

  Автомобильные бензины подразделяются на летние (для применения с апреля по сентябрь во всех районах, кроме северных и северо-восточных) и зимние (для северных и северо-восточных районов, а в остальных районах — с октября по март). В отличие от летних бензинов в зимних содержится большее количество низкокипящих углеводородов. Бензины характеризуются следующими показателями: склонностью к образованию отложений (содержание фактических смол), коррозионной агрессивностью (кислотность и содержание серы), стабильностью при хранении (индукционный период и период стабильности).

  Важнейшее эксплуатационное свойство бензина — их детонационная стойкость (см. Детонация моторных топлив), т. е. способность нормально сгорать в двигателе при различных условиях. Антидетонационные свойства бензина оцениваются октановым числом, а для авиационных бензинов — также и сортностью (см. Сортность бензинов). Чем выше октановое число бензина или его сортность, тем лучше его антидетонационные свойства. Деление бензинов на марки основано на этих свойствах: для автомобильных бензинов приводится значение октанового числа (А-66, A-72, АИ-93); авиационные бензины (кроме Б-70) маркируются дробью (Б-100/130, Б-91/115), где в числителе даётся октановое число, а в знаменателе — сортность. Для повышения детонационной стойкости бензинов в них добавляют антидетонационную присадкутетраэтилсвинец (ТЭС). Такие этилированные бензины ядовиты, в работе с ними необходимы меры предосторожности; их обязательно окрашивают (для отличия от неэтилированных).

  Действие на организм. Бензин проникает в организм в основном через лёгкие. Опасность отравления бензином существует на всех этапах его производства, транспортировки и особенно при использовании бензина. Предельно допустимая концентрация в воздухе паров бензина от 100 до 300 мг/м3, бензина-растворителя — 300 мг/м3. При остром отравлении парами бензина появляются головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение слизистой оболочки глаз, носа, в тяжёлых случаях — головокружение, неустойчивая походка, психическое возбуждение, замедление пульса, иногда потеря сознания. При хроническом отравлении обычны жалобы на головные боли, головокружения, расстройства сна, раздражительность, повышенную утомляемость, похудание, боли в области сердца и др.

  Первая помощь и лечение. При острых отравлениях — свежий воздух, кислород, сердечные и успокаивающие средства; при остановке дыхания — искусственное дыхание. При попадании бензина в желудок — внутрь растительное масло (30—50 г). При хронических отравлениях — общеукрепляющее лечение, физиотерапия, временное отстранение от работы с бензином. Лица, страдающие функциональными заболеваниями нервной системы и эндокринных органов, к работе с бензином не допускаются.

 

  Лит.: Нефтепродукты. Свойства, качество, применение. Справочник, М., 1966; Вредные вещества в промышленности, под общей ред. Н. В. Лазарева, 4 изд., ч. 1, Л., 1963: Профессиональные болезни, 2 изд., М., 1964.

  А. А. Гуреев.



     © ХиМиК.ру




Реклама   Обратная связь   Дизайн