Высокооктановые топлива, автомобильные и авиационные бензины, применяемые в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания, работающих при высокой степени сжатия и с наддувом. Высокооктановые топлива стойки к детонации и обеспечивают плавную работу двигателя без нарушения процесса сгорания. Детонационная стойкость высокооктановых топлив — важнейшая характеристика топлив — обусловлена высоким содержанием в них изопарафиновых углеводородов, бензола и его гомологов, олефинов и низших циклопарафинов; для авиационных бензинов детонационная стойкость характеризуется октановым числом и сортностью бензинов, для автомобильных бензиновоктановым числом. Лучшие сорта авиационных бензинов имеют октановое число 98—100, сортность на богатой смеси 130—160, автомобильные — октановое число 98 (автобензин «Экстра»). Бензины, широко применяемые в автомобильных двигателях, имеют октановое число 76 и 93. Высокооктановые топлива обычно содержат антидетонатортетраэтилсвинец (в автомобильном бензине до 0,82 г/кг, авиационном — до 3,3 г/кг).

  Высокооктановые топлива получают смешением бензина каталитического крекинга с ароматизированным бензином каталитического риформинга, полимербензином (продукт полимеризации бутан-бутиленевой фракции) или алкилатом (продукт каталитического алкилирования бутиленов изобутаном). Соотношение компонентов зависит от требуемой детонационной стойкости бензина, его испаряемости, теплоты сгорания, плотности и др.

 

  Лит.: Нефтепродукты. Свойства, качество, применение. Справочник, под ред. Б. В. Лосикова, М., 1966.

  В. В. Щекин.