Неорганическая
Органическая
Коллоидная
Биологическая
Биохимия
Токсикологическая
Экологическая
Химическая энциклопедия
Советская энциклопедия
Справочник по веществам
Гетероциклы
Теплотехника
Углеводы
Квантовая химия
Моделирование ХТС
Номенклатура
Таблица Менделеева
Неорганические реакции
Органические реакции
Молярные массы
Форматирование формул
Редактор формул
Уравнивание реакций
Электронное строение атомов
Игра «Таблица Менделеева»
Термодинамические свойства
Конвертер величин
Гальванопара
Форум
Лекарства
Фармацевтика
Термины биохимии
Коды загрязняющих веществ
Стандартизация
Каталог предприятий


КОРРОЗИOННЫЕ ИСПЫТАНИЯ


КОРРОЗИOННЫЕ ИСПЫТАНИЯ, проводятся для определения скорости и типа коррозии металлов и сплавов, а также для установления состава и св-в продуктов коррозии, эффективности защитных покрытий, смазок, ингибиторов и др. ср-в защиты от коррозии. Коррозионные испытания позволяют устанавливать взаимосвязи между структурой, способом изготовления, технологией обработки металла или сплава, характеристиками среды (ее составом, т-рой, скоростью движения и др.) и коррозионной стойкостью материала. Различают эксплуатац., натурные и лаб. коррозионные испытания. При эксплуатац. коррозионных испытаниях наблюдают за поведением реальных машин, агрегатов или деталей во время работы. Эти испытания длительны и, как правило, дополняются лаб. определениями характера и глубины коррозионных поражений. Натурные коррозионные испытания проводят в eстeств. средах (атмосфера, почва, морская или речная вода) на спец. коррозионных станциях, расположенных в разл. климатич. зонах. ATM. коррозионные станции представляют собой наземные огороженные площадки, на к-рых размещают стенды с образцами; морские - обычно плавающие понтоны с рамами для крепления образцов; почвенные - площадки, где образцы закапывают в грунт.
Лаб. коррозионные испытания проводят в искусственно создаваемых и контролируемых условиях. Их преимущество - возможность строгого контроля отд. факторов, относящихся как к металлу, так и к среде, а также относит. дешевизна. Среди лаб. коррозионных испытаний (см. рис.) наиб. важными являются т. наз. ускоренные коррозионные испытания, в к-рых создаются условия, вызывающие быстрое коррозионное разрушение вследствие увеличения агрессивности среды. При выборе этих условий руководствуются осн. правилом - механизм коррозии не должен изменяться. Ускорение коррозии достигается соответствующим воздействием на фактор, контролирующий процесс, напр. увеличением подвода деполяризатора, содержания в среде агрессивных в-в. Осн. среды для лабораторных коррозионных испытаний- электролиты, влажная атмосфера, содержащая или не содержащая коррозионноактивные в-ва (NaCl, SO2, CO2 и т.п.), без конденсации или с периодич. конденсацией влаги; газовые среды с повыш. т-рой; почвы, нефтепродукты, расплавл. соли, жидкие металлы;
461_480-62.jpg
Схематич. изображение методов лабораторных коррозионных испытаний: при полном погружении образца в электролит (а), частичном погружении (б), периодич. погружении (в), с размешиванием (г), с аэрацией (д), при термостатировании (е), в движущемся электролите (ж), во влажной атмосфере (з). во влажной атмосфере с периодич. конденсацией (и), в почве (к), в газовой среде с повыш. т-рой (л), на контактную коррозию (м), на щелевую коррозию (н), на коррозию под напряжением с постоянной деформацией и постоянной нагрузкой (о и п соотв.), на коррозионную усталость (р). на кавитацию (с), на коррозию при трении или фреттинг-коррозию (т), 1 образец; 2 - коррозионная среда; 3 - мешалка; 4 - термосгатирующая жидкость; 5 - камера; 6 - сосуд с водой; 7 - крышка; 8 - полая подставка с циркулирующей охлаждающей водой; 9 - термостат; 10 - термостат для подвода охлаждающей воды: 11 и 12 - резиновые пробка и лента: 13 - перфорир. катод; 14 - плексигласовый цилиндр с отверстиями в дне: 15 - весы: 16 - плексигласовая накладка для создания щели: 17 - винт; 18 - скоба из изолирующего материала; 19 - груз: 20 - рычаг; 21 - двигатель; 22 - магнитострикционный вибратор с сердечником 23; 24 - пружина; 25 - неподвижный образец; 26 - шатун к кривошипу.

соответствующие установки схематически представлены на рисунке. При коррозионных испытаниях изменение скорости коррозии определяют по след, признакам: потеря или увеличение массы образца; кол-во выделившегося водорода или поглощенного кислорода; время до появления первого коррозионного очага; кол-во появившихся очагов коррозии за период испытания; изменение электрич. сопротивления образца; кол-во металла, перешедшего в р-р; изменение мех. св-в материала после коррозии (предела прочности и относит. удлинения); изменение отражат. способности пов-сти образца. Если коррозия происходит по электрохим. механизму, в коррозионных испытаниях используют измерение электродных потенциалов, снятие поляризац. кривых гальваностатич. или потенциостатич. методами. Последний метод получил наиб. распространение, особенно для исследования металлов и сплавов, способных переходить в пассивное состояние (см. Пассивность металлов). При изучении контактной коррозии измеряют изменение поляризац. сопротивления пары, состоящей из разнородных металлов. Импедансные методы коррозионных испытаний основаны на измерении сопротивления и емкости электрич. цепи с образцом и для установления склонности к локальной коррозии используются в условиях снятия кривых заряжения. При хим. коррозии осн. критерии в коррозионных испытаниях-изменение внеш. вида образца, его массы и мех. св-в.
===
Исп. литература для статьи «КОРРОЗИOННЫЕ ИСПЫТАНИЯ»: Розенфельд И. Л., Жигалова К. А., Ускоренные методы коррозионных испытаний металлов, М., 1966; Фреймам Л. И., Макаров В. А., Брыксин И.Е., Потенциостатнческие методы в коррозионных исследованиях и электрохимической защите, Л., 1972; Новые методы исследования коррозии металлов, М., 1973; Карякина М. И., Лабораторный практикум по испытанию лакокрасочных материалов и покрытий, М., 1977; Фокин М. Н., Жигалова К. А., Методы коррозионных испытаний металлов, М., 1986; Localized corrosion, Houston (Texas), 1974. М. Н. Фокин.

Страница «КОРРОЗИOННЫЕ ИСПЫТАНИЯ» подготовлена по материалам химической энциклопедии.


     © ХиМиК.ру




Реклама   Обратная связь   Дизайн