МОТОРНЫЕ МАСЛА, смазочные нефтяные и синтетич. масла, используемые в поршневых (карбюраторных и дизельных), а также газотурбинных (см. Газотурбинные масла) двигателях для уменьшения трения скольжения и износа деталей и узлов, отвода тепла от трущихся пов-стей и уплотнения зазоров гл. обр. в цилиндропоршневых группах. Наиб. распространены дизельные моторные масла, применяемые для смазки автотракторных, транспортных, стационарных, тепловозных и судовых двигателей. Карбюраторные моторные масла используют только в автомобильных двигателях. Масла, предназначенные для обоих типов двигателей, наз. универсальными. Особая группа моторных масел-авиационные масла. По сезонности применения различают зимние, летние и все-сезонные масла.

Моторные масла подвергаются значительным мех. и термич. воздействиям. Они не должны сильно разжижаться топливом, терять текучесть при низких т-рах, вспениваться, интенсивно испаряться, образовывать осадки и смолистые отложения; должны обладать хорошими противоизносными и анти-фрикц. св-вами, не вызывать коррозию металлов и не разрушать др. конструкц. материалы, напр. резины. Осн. характеристики моторных масел: вязкость 6-20 мм2/с (100°С), т.всп. 200-220 °С, т. заст. от - 15 до - 35 °С, зольность 0,95-1,65% по массе.

Моторные масла приготовляют гл. обр. на основе нефтяных фракций. Последние по способу произ-ва подразделяют на дистил-лятные (получают вакуумной перегонкой нефти) и остаточные (производят очисткой гудронов, образующихся при перегонке мазутов). Масла требуемой вязкости вырабатывают, как правило, компаундированием дистиллятных и остаточных компонентов. Нефтяные моторные масла-жидкие смеси изо-парафиновых, нафтеновых, ароматич. и нафтеноароматич. углеводородов (мол. м. 300-600). Все большее применение находят синтетические моторные масла, к-рые в отличие от нефтяных выдерживают без заметного разложения и испарения высокие рабочие т-ры (до 700 °С и выше) и сохраняют подвижность (без потери текучести) при низких т-рах (до — 40°С и ниже), что облегчает запуск двигателей. Базовые синтетич. масла-преим. поли-a-олефины, диэфиры (на основе сложных эфиров дикарбоновых к-т), полиалкилен-гликоли, диалкилбензолы. Наряду с синтетич. маслами используют также нефтяные основы с добавками синтетич. компонентов.

Для улучшения эксплуатац. св-в моторных масел в них вводят присадки (1-25% по массе): моюще-диспергирующие (сульфо-наты, салицилаты и феноляты Са, сукцинимиды)-для предотвращения образования на деталях двигателей нагаров и лаковых пленок; антиокислит. и противоизносные (2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, диалкидитиофосфаты Zn); антифрикционные (MoS2, графит)-для снижения потерь на трение и снижения расхода топлива; загущающие, или вязкостные (полиизобутилен, полиметакрилаты); депрессорные (алкилнафталины)-для снижения т-ры застывания масел; антипенные (полиметилсилоксан). Добавлением спец. ингибиторов коррозии (производные сукцинимида и др.) получают т. наз. рабочие консервац. масла, обеспечивающие длительное (10 лет и более) хранение двигателей.

Отработавшие нефтяные моторные масла необходимо заменять новыми через 6-12 тыс. км пробега машин или 120-480 ч функционирования двигателей; сроки смены синтетич. масел в 1,5-2,0 раза больше. Для повторного использования таких масел их подвергают спец. обработке с целью регенерации-восстановления эксплуатац. св-в (см. Смазочные масла). Мировое произ-во моторных масел более 15 млн. т/год (1989).


===
Исп. литература для статьи «МОТОРНЫЕ МАСЛА»: Куляев А. М., Химия и технология присадок к маслам и топливам, М., 1972; Товарные нефтепродукты. Свойства и применение. Справочник, 2 изд., М., 1978, с. 91-125; Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986, с. 224-39; Справочник нефтеперерабо гчика, Л., 1986, с. 438-47; Мамедьяров М.А., Химия синтетических масел, Л., 1989.

В. Л. Лашхи.

Страница «МОТОРНЫЕ МАСЛА» подготовлена по материалам химической энциклопедии.