Предыдущая - СОДЕРЖАНИЕ - Следующая

Глава 26. ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ СЕРТИФИКАЦИИ
26.1. Организационно-методическое совершенствование

Введение обязательной сертификации имеет значительный социально-экономический эффект: снижение затрат федерального бюджета на обеспечение безопасности продукции для жизни, здоровья людей и на защиту окружающей среды; предотвращение подделки товаров; практическая реализация прав потребителей на выбор товара надлежащего качества; повышение качества услуг в торговле; предотвращение поступления на российский рынок значительного количества некачественной и небезопасной импортной и отечественной продукции.

В России обязательная сертификация введена лишь в 1992 г., но можно отметить, что она уже приобрела довольно широкие масштабы: зарегистрировано около 30 систем обязательной сертификации и более 40 — добровольной (см приложения 2 и 3)

Это один из факторов, характеризующих, по-видимому, новый этап в этой области деятельности. Вместе с тем такие проблемы, как потребность в снижении доли затрат на сертификацию в себестоимости продукции; задачи по дальнейшему сближению практики сертификации с новым подходом к подтверждению соответствия в ЕС; усиление активного влияния на качество производимой продукции и другие, потребовали внесения изменений в законодательство. Разработан проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О сертификации продукции и услуг". Концептуальные положения этих изменений характеризуют новое в сертификации на будущий период. Это необходимость более четкой регламентации подтверждаемых требований стандартов и полномочий федеральных органов исполнительной власти, которые отвечают за организацию сертификации, а также порядка составления перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации; передача утверждения перечня групп продукции в компетенцию Правительства РФ, а определение конкретной номенклатуры —

федеральным органом власти, участвующим в сертификации в рамках своей компетенции.

Актуальная проблема — сертификация товаров малых предприятий, которые обычно выпускаются небольшими партиями, а также фермерской продукции. Для них мало подходят принятые схемы сертификации, стоимость этой процедуры соизмерима со стоимостью всей выпущенной партии товара, длительность процедуры задерживает обновление ассортимента. В связи с этим предусматривается возможность применения новых схем, позволяющих включение в схему заявления-декларации изготовителя о соответствии продукции требованиям безопасности, о чем сказано выше. Для этого необходимо принять в соответствующих системах сертификации правила, которые упростят процедуру сертификации продукции малых предприятий и позволят уменьшить финансовые и временные затраты. Сертификат соответствия таких товаров будет подтверждать, что товар соответствует требованиям стандарта (или другого нормативного документа), указанного в заявлении-декларации, а соответствие товара этим требованиям подтверждено.

В органе по сертификации запрещается работать должностным лицам, которые занимаются государственным контролем и надзором, основную работу должны выполнять эксперты по сертификации. Для исключения ценового произвола порядок оплаты обязательной сертификации устанавливают федеральные органы исполнительной власти, организующие систему сертификации, по согласованию с Минфином РФ.

Более строго следует подходить к выдаче сертификата на продукцию, безопасность которой должна подтверждаться службой ветеринарии или санитарно-эпидемиологического надзора. Сертификат соответствия в подобных ситуациях может быть оформлен при наличии документов этих органов (например гигиенического сертификата и пр.).

Более широкое развитие в последующий период получит аккредитация, поскольку формирование этой системы в России практически завершено: стандарты серии 51000, регламентирующие аккредитацию, гармонизованы с рекомендациями ИСО/МЭК и европейскими стандартами, что повысит соответствие работ по аккредитации в России общепризнанной мировой практике.

Уточняется статус добровольной сертификации: она будет проводиться применительно к любым объектам и требованиям по предложению заявителя, но не заменит обязательную для товаров, подлежащих в соответствии с законодательством обязательной сертификации.

Предполагается исключить функцию госнадзора за соблюдением правил сертификации, так как он может идти по линии надзора за соблюдением обязательных требований стандартов, тем более что в системе сертификации действует инспекционный контроль.

Увеличится количество основополагающих документов, а также большое внимание будет уделено стандартам с учетом того, что основное количество используемых при обязательной сертификации ГОСТов — это стандарты бывшего СССР.

С развитием сертификации в России ее полезным эффектом все в большей степени будет считаться не только предотвращение попадания на прилавки опасной и некачественной продукции, но и информирование покупателя о высоком и

надлежащем качестве товаров. Этому будут способствовать и знаки соответствия. Подготовлен проект Закона "О сертификационных знаках", предусмотрено несколько степеней защиты самого знака при нанесении его на продукцию не в процессе ее изготовления (на упаковку, этикетку и пр.). Предприятия, которые получили сертификат соответствия в России, имеют больше шансов пройти международную сертификацию и получить больше выгод от экспорта. Так, например, после сертификации древесно-стружечных плит и фанеры их экспорт возрос на 10%, причем сертифицированная продукция стоит дороже.

Основными направлениями дальнейшего развития сертификации признаны: совершенствование законодательной базы (например, уже есть проект Закона об ответственности юридических лиц за нарушение правил сертификации); уточнение действующих основополагающих документов и разработка новых; разработка и пересмотр государственных и межгосударственных стандартов; развитие сети органов по сертификации, испытательных лабораторий и более рациональное их размещение (приближение к объектам сертификации); реализация федеральной инновационной программы "Сертификация и метрология"; совершенствование работы Межведомственного совета по сертификации в плане разделения функций между ведомствами России в области сертификационной деятельности; дальнейшая гармонизация российской системы сертификации с международными правилами, что особенно актуально для присоединения России к Европейскому Союзу и вступления в ВТО; совершенствование подготовки кадров. Особо следует отметить важность развития сертификации систем качества на предприятиях и в организациях, в чем Россия сейчас значительно отстает от зарубежных стран.

К актуальным проблемам относится сертификация экспортируемой продукции.

Предыдущая - СОДЕРЖАНИЕ - Следующая