ОКТАНОВЫЕ ЧИСЛА, УСТАНОВЛЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ (ОЧИ) И МОТОРНЫМ (ОЧМ) МЕТОДАМИ

ОЧМ

ОЧИ

110

107,5

100

105,7

91,0

93,6

99,0

101,1

61,7

61,7

2-Метилбутан

90,3

92,3

2,2,3-Триметилбутан

101,0

105,0

1-Пентан

77,1

90,9

2-Метил-1-бутен

81,9

101,3

2-Метил-2-бутен

84,7

97,3

Метилциклопентан

80,0

91,3

77,2

83,0

111,6

113,0

102,1

115,7

41-56

43-58

65-70

70-75

Бензины каталитич. крекинга

75-81

80-85

Бензины каталитич. риформинга

77-86

83-97

85

100

Алкилат

90

92

Алкилбензол

100

107

-

117*

* октановое число определено при смешении с бензином.

Т.к. при эксплуатации полноразмерного двигателя на переменных режимах происходит фракционирование бензина, необходимо раздельно оценивать детонац. стойкость его легких и тяжелых фракций. Октановое число бензина с учетом его фракционирования в двигателе получило назв. октанового числа распределения (ОЧР). В связи со сложностью определения октановых чисел на двигателях разработаны методы косвенной оценки детонац. стойкости по физ.-хим. показателям и по характеристикам низкотемпературной р-ции газофазного окисления, имитирующего предпламенные процессы.

Углеводороды, содержащиеся в топливах, значительно различаются по детонац. стойкости: наибольшие октановые числа имеют ароматич. углеводороды и парафиновые углеводороды разветвленного строения, наименьшие октановые числа-парафиновые углеводороды нормального строения. Среди топлив нефтяного происхождения наиб. высокие октановые числа имеют бензины, полученные каталитическим риформингом и крекингом, наименьшие октановые числа у бензинов прямой перегонки (см. табл.).

Повышение октановых чисел топлив достигается добавлением высокооктановых компонентов и антидетонац. присадок (см. Антидетонаторы моторных топлив).

Лит.: Гуреев А. А., Жаров Ю. М., Смидович Е. В., Производство высокооктановых бензинов, М., 1981; Гуреев А. А., Серегин Е. П., Азе в В. С., Квалификационные методы испытания нефтяных топлив, М., 1984.

А. А. Гуреев.