Жидкое котельное топливо, топливо, применяемое в стационарных котельных установках, на морских и речных судах и в промышленных печах различного назначения. В зависимости от вида сырья жидкие котельные топлива бывают: нефтяные, получаемые из нефтяных остатков (см. Мазут); сланцевые, состоящие из смол полукоксования сланцев, и угольные, представляющие собой тяжёлые фракции смол полукоксования углей. Топлива различаются по вязкости, содержанию серы, золы, температуре застывания, теплоте сгорания и др. свойствам. Большинство жидких котельных топлив составляют нефтяные топлива, которые, в свою очередь, подразделяются по содержанию серы (в %) на малосернистые (0,5), сернистые (2) и высокосернистые (до 3,5). Низкое содержание серы особенно важно для топлив, используемых в промышленных печах (мартены и др.). Преимущество жидких котельных топлив перед твёрдыми определяется их высокой теплотой сгорания — 37—42 Мдж/кг (9000—10 000 ккал/кг), удобством транспортировки и хранения, простотой подачи топлива в топку, точностью регулировки термического режима установки и др. В этом отношении жидкое котельное топливо уступает лишь газообразному топливу.

 

  Лит.: Геллер З. И., Мазут как топливо, М., 1965; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение, М., 1971.