Неорганическая
Органическая
Коллоидная
Биологическая
Биохимия
Токсикологическая
Экологическая
Химическая энциклопедия
Советская энциклопедия
Справочник по веществам
Гетероциклы
Теплотехника
Углеводы
Квантовая химия
Моделирование ХТС
Номенклатура
Таблица Менделеева
Неорганические реакции
Органические реакции
Молярные массы
Форматирование формул
Редактор формул
Уравнивание реакций
Электронное строение атомов
Игра «Таблица Менделеева»
Термодинамические свойства
Конвертер величин
Гальванопара
Форум
Лекарства
Фармацевтика
Термины биохимии
Коды загрязняющих веществ
Стандартизация
Каталог предприятий


Предыдущая - СОДЕРЖАНИЕ - Следующая

22.2. Практика сертификации за рубежом

Политика ЕС в области качества. В середине 90-х гадов в Европейском Союзе была принята новая политика в области качества продукции, которая отражена в документе КЕС "Элементы политики Европейского Сообщества в области качества".

Отметим некоторые предпосылки для нового этапа усиления внимания к качеству. Прежде всего это все более возрастающее насыщение европейского рынка товарами и еще более явное усиление неценовой конкуренции, в том числе в области качества; четкое понимание того, что создание единого рынка — важный, но недостаточный фактор для обеспечения конкурентоспособности фирм и условий их дальнейшего совершенствования. Поэтому поиски новых направлений продолжаются. Анализ деятельности основных конкурентов — японских и американских компаний — показывает, что в одном из направлений — подходе к проблеме качества — они значительно превзошли европейцев.

По данным исследования нескольких сотен фирм из многих стран мира, которые провела американская Ассоциация Ф. Кросби, отношение к роли качества как фактора конкурентоспособности компании в Европе и США разное. Так, на удовлетворение запросов потребителей нацелено около 34% из опрошенных западноевропейских фирм и почти 53% компаний США и Тихоокеанского региона. Концепцию TQM применяет 30% фирм Европы, более 56% компаний США и более 53% — в Тихоокеанском регионе.

По данным Американского федерального института качества, при обследовании более 2800 цехов и производств в разных фирмах выявлено, что на методологию TQM ориентируется около 70% из них. Специалисты Европейского фонда по управлению качеством (EFQM) подсчитали, что отказ потребителей от приобретения изделий из-за низкого качества обходится в странах — членах ЕС в 25% себестоимости, в то время как в Японии — в 12%.

Оценив ситуацию, эксперты ЕС пришли к выводу о необходимости сформулировать и развивать собственную политику по качеству, которая должна касаться не только товара или услуги, но и властных структур, стандартизации, сертификации, контроля и испытаний, всех факторов конкурентоспособности фирм. Но это не означает принятия нормативного документа всеобъемлющего обязательного характера: обязательность не касается методов управления, направленных на достижение превосходства над конкурентами.

Европейская политика по качеству базируется на общих подходах к созданию общеевропейской экономики и призвана обеспечить условия для развития "новой культуры качества", направленной на потребителя с учетом интересов экономических партнеров и обращения на едином рынке только высококачественных товаров.

Цели политики по качеству как неотъемлемой составляющей общей экономической политики ЕС видит в следующем:

•    согласование требований к качеству национальных и единого рынков для разработки общих целей в области качества;

•    обеспечение условий для постоянного улучшения качества;

•    повышение качества вследствие сближения требований к качеству государственного и частного секторов производства; изменение структуры производства в соответствии с мировыми тенденциями для усиления влияния на качество соответствующих организаций (институтов качества), для более полного удовлетворения потребительских предпочтений;

•    укрепление позиций европейской экономики и повышение ее конкурентоспособности за счет большей доступности различных методов управления качеством для предприятий стран ЕС;

•    улучшение использования промышленного потенциала, поддержка инновационной деятельности и научно-технического развития предприятий. Создавая свою политику по качеству, ЕС определил роль органов власти,

производственных компаний и потребителей в общей задаче улучшения качества. Органы власти координируют действия в самых разных областях, направленные на улучшение качества. Каждая компания вносит свой практический вклад и представляет отдельное звено в общей цепи задач. Потребитель представляет собой ценный источник информации и новых идей, поэтому необходимо усилить информированность потребителей по всем аспектам качества и поддерживать обратную связь. А это в свою очередь связано с задачей достижения большей социальной приемлемости деятельности фирм, в частности, более высоких параметров экономичности производств.

Основные принципы европейской политики по качеству: кооперация и взаимодополнение; базовый подход; социальность; структурирование; использование новой концепции качества; интернационализация.

Принцип кооперации и взаимодополнения сводится к тому, что заслуживающее доверия эффективное правовое и техническое пространство, которое сможет гарантировать бесперебойность функционирования внутреннего рынка, не может быть создано, если политика по качеству не учитывает меры, реализуемые на национальном, региональном и международном уровнях.

Базовый подход основан на осознании того, что политика по качеству составляет один из стратегических элементов промышленной политики, направленной на повышение конкурентоспособности в широком аспекте, а не в отдельных сферах.

Принцип социальности говорит о необходимости стимулирования подходов к политике по качеству, основанных на использовании ключевого — человеческого — фактора. В этом плане требуются гибкая интеграция различных национальных культур стран сообщества, а также улучшение производственной атмосферы, что возможно при обеспечении взаимопонимания между руководящими и исполнительными звеньями. Общая цель — улучшение качества жизни людей в объединенной Европе — должна способствовать этому.

Принцип структурирования направлен на усиление взаимодействия всех элементов {институтов) в инфраструктуре качества и более тесное и эффективное их сотрудничество с компаниями в целях приспособления к новым требованиям европейской экономики.

Использование новой концепции качества предполагает изменение подхода к качеству: формирование новой философии в стратегии управления фирмами, основанной на включении всего персонала в процесс постоянного улучшения деятельности всех подразделений компании с целью более полного удовлетворения запросов потребителей. Взаимоотношения внутри каждого подразделения и между

ними строятся на принципе "поставщик - клиент" со всеми вытекающими отсюда обязанностями каждого.

Интернационализация сводится к решению двух задач: разработке принципов взаимного признания всех национальных законодательных положений стран-членов для снятия всех препятствий в свободном передвижении товаров на едином рынке; созданию "культуры качества", обеспечению ее развития и овладению ею всеми участниками единого рынка.

На основе вышеизложенных принципов и целей создана Европейская программа качества EQP (European Quality Programm).

Главная цель программы — объединить усилия всей экономики ЕС, направленные на повышение конкурентоспособности в результате улучшения качества товаров, услуг и совершенствования организации производства. Программа состоит из пяти разделов:

1)  повышение качества и осознание необходимости этого;

2)  создание, развитие и демонстрация способов и методов повышения качества;

3)  повышение роли "инфраструктур качества";

4)  обучение и повышение квалификации;

5)  структурная координация.

Задачи, поставленные в первом разделе, заключаются в следующем:

•    доведение до руководителей производственных и обслуживающих подразделений информации о преимуществах, которые обеспечивает высокое качество продукции на внутреннем рынке;

•    проведение широкой рекламной кампании, пропагандирующей повышение качества, которое адресовано общественным кругам и непосредственным потребителям;

•    учреждение европейской премии за качество для фирм, достигших в этой области значительных успехов;

•    развитие партнерских отношений между исполнителями и заказчиками;

•    изучение критериев качества и показателей, влияющих на уровень конкурентоспособности европейской экономики;

•    расширение маркировки товаров знаками соответствия и другими символами, несущими потребителю необходимую информацию о товаре.

Цель второго раздела — содействие компаниям в доступе к передовым способам обеспечения качества товаров. В этой связи определены такие задачи:

•    распространение передового опыта по управлению качеством внутри ЕС и обеспечение взаимопроникновения методов;

•    организация обмена практическим опытом на национальном и региональном уровнях с целью управления процессом внедрения новых технологий. Третий раздел направлен на выявление и реформирование тех составляющих

инфраструктуры качества, которые могут оказать негативное влияние на управление единым рынком ЕС. Для этого предусмотрено:

•    развитие связей между составляющими инфраструктуры качества и заинтересованными компаниями, в частности, путем повышения роли Европейской организации по испытаниям и сертификации, а также системы аккредитации;

•    расширение информационного обмена между странами-членами;

•    развитие сотрудничества между испытательными лабораториями, а также их взаимодействие с органами по надзору за сертифицированной продукцией. Как политика по качеству, так и программа отражают повышенное внимание к

уровню квалификации персонала, занятого в процессах обеспечения качества продукции. Этому вопросу посвящен четвертый раздел программы, цель которого — усиление эффективности использования человеческого фактора путем обучения персонала всех уровней, вовлечение каждого сотрудника от высшего звена управления до рядового исполнителя в процесс управления качеством. Задачи, сопряженные с этой целью:

•    разработка учебных программ, создание системы стимулирования работы персонала фирм, государственных и других органов, деятельность которых связана с вопросами качества;

•    создание системы сертификации специалистов по управлению качеством;

•    развитие обмена экспертами между соответствующими организациями на национальном и региональном уровнях.

Главная задача пятого раздела состоит в "подготовке Европейской Хартии качества для закрепления и повышения роли инфраструктуры качества", для чего намечается более тесное взаимодействие организаций по стандартизации, сертификации и метрологии ЕС с общеевропейскими соответствующим организациями. Наряду с этим отмечается необходимость поддержки национальных органов, которые руководят испытательными центрами, что связано с трудностями периода гармонизации технических требований к продукции, а также обязательной увязки методов, применяемых для повышения качества, с требованиями безопасности для человека и окружающей среды.

Таким образом, программа ЕС по качеству свидетельствует о стремлении Сообщества усилить свои позиции на мировом рынке товаров и услуг и определить свои конкурентные преимущества в области качества.

С практическими действиями по выполнению программы связана сертификация систем качества.

Региональные и международные организации по сертификации систем качества. Сеть по оценке и сертификации систем качества — EQNET — объединяет 17 европейских национальных организаций, занимающихся сертификацией систем обеспечения качества, в том числе Испанию, Италию, Бельгию, Данию, Нидерланды, Ирландию, Австрию, Португалию, Норвегию, Финляндию, Швейцарию и Словению (ассоциированный член). EQNET — открытая организация, к которой могут присоединиться органы по сертификации систем качества любой страны. Деятельность EQNET направлена на содействие широкому и взаимному признанию сертификатов соответствия систем качества международным стандартам ИСО серии 9000, выдаваемых национальными органами.

EQNET имеет единую форму сертификата, который признается организациями-партнерами. Владелец такого сертификата имеет право получить сертификат от любого конкретного органа, входящего в состав Сети, без дополнительной проверки системы качества у заявителя. Сеть предлагает некоторые дополнительные услуги: оказание помощи транснациональными корпорациями по признанию сертификатов практически в любой стране мира; дополнительная сертификация товара на соответствие Директивам ЕС; проведение добровольной сертификации.

Основополагающими нормативными документами для аудиторов EQNET служат стандарт ИСО 10011 "Руководящие указания по проверке систем качества. Проверка. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества" и европейский стандарт EN 45012 "Критерии оценки органов по сертификации систем качества".

Непосредственно с сертификацией систем качества связана аккредитация органов по сертификации. В этом направлении важную роль играет ЕАС — Европейская ассоциация организаций по аккредитации органов, занимающихся сертификацией систем качества. Основная задача ЕАС — развитие многостороннего сотрудничества между странами-членами с целью достижения взаимного доверия.

Многостороннее соглашение о взаимном доверии в области аккредитации подписали аккредитующие органы 17 стран, в числе которых Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Фракция и др. Практическое направление деятельности — разработка рекомендаций для органов по аккредитации, которые применяются соответствующими организациями стран — участниц Соглашения, а также в рамках EQNET-

Международная независимая организация по сертификации (IIOC) объединяет семь крупных международных фирм по сертификации продукции и систем качества, среди которых — Дет Норске Веритас, Регистр Ллойда, Тюф-СЕРТ и др. Основная цель организации состоит в исключении повторных сертификации систем качества и придании большей весомости сертификации на соответствие стандартам ИСО серии 9000.

Международный форум по аккредитации (IAF) объединяет национальные органы по аккредитации 19 стран, в том числе Австралии, Канады, США, Японии, Великобритании, Китая и др. Россия — также член IAF, где она представлена Госстандартом РФ.

ИСО еще в 1994 г. одобрила принципы по созданию специализированного подразделения для сертификации систем качества (QSAR), предполагая как можно более широкое распространение в мире единого сертификата, выдаваемого на основе результатов аудиторской проверки по единым правилам. Поскольку в МЭК имеется система сертификации, которая применяет и стандарты ИСО серии 9000, система QSAR совместима с ней. QSAR — двухуровневая система, ее членами могут быть как аккредитующие органы, так и органы по сертификации систем качества. Фирмы (предприятия), системы качества которых сертифицированы органами - членами QSAR, имеют право на применение знака QSAR.

Для признания за рубежом российских сертификатов на системы качества очень важно членство отечественных органов по аккредитации и сертификации в этой системе. Основным условием принятия в члены QSAR и IAF является соответствие заявителя положениям Руководства 61 ИСО/МЭК "Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации (регистрации)" и Руководства 62 ИСО/МЭК "Общие требования к органам, выполняющим оценку и сертификацию (регистрацию) систем качества", принятым в 1995 г. Применяемые Госстандартом РФ документы, касающиеся указанных областей, учитывают положения этих Руководств. Например, им соответствуют "Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации" и новая для России система сертификации систем качества — Регистр систем качества.

Предыдущая - СОДЕРЖАНИЕ - Следующая


     © ХиМиК.ру




Реклама   Обратная связь   Дизайн