Неорганическая
Органическая
Коллоидная
Биологическая
Биохимия
Токсикологическая
Экологическая
Химическая энциклопедия
Советская энциклопедия
Справочник по веществам
Гетероциклы
Теплотехника
Углеводы
Квантовая химия
Моделирование ХТС
Номенклатура
Таблица Менделеева
Неорганические реакции
Органические реакции
Молярные массы
Форматирование формул
Редактор формул
Уравнивание реакций
Электронное строение атомов
Игра «Таблица Менделеева»
Термодинамические свойства
Конвертер величин
Гальванопара
Поиск репетиторов
Форум
Лекарства
Фармацевтика
Термины биохимии
Коды загрязняющих веществ
Стандартизация
Каталог предприятий


Предыдущая - СОДЕРЖАНИЕ - Следующая

Глава 26. ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ СЕРТИФИКАЦИИ
26.1. Организационно-методическое совершенствование

Введение обязательной сертификации имеет значительный социально-экономический эффект: снижение затрат федерального бюджета на обеспечение безопасности продукции для жизни, здоровья людей и на защиту окружающей среды; предотвращение подделки товаров; практическая реализация прав потребителей на выбор товара надлежащего качества; повышение качества услуг в торговле; предотвращение поступления на российский рынок значительного количества некачественной и небезопасной импортной и отечественной продукции.

В России обязательная сертификация введена лишь в 1992 г., но можно отметить, что она уже приобрела довольно широкие масштабы: зарегистрировано около 30 систем обязательной сертификации и более 40 — добровольной (см приложения 2 и 3)

Это один из факторов, характеризующих, по-видимому, новый этап в этой области деятельности. Вместе с тем такие проблемы, как потребность в снижении доли затрат на сертификацию в себестоимости продукции; задачи по дальнейшему сближению практики сертификации с новым подходом к подтверждению соответствия в ЕС; усиление активного влияния на качество производимой продукции и другие, потребовали внесения изменений в законодательство. Разработан проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О сертификации продукции и услуг". Концептуальные положения этих изменений характеризуют новое в сертификации на будущий период. Это необходимость более четкой регламентации подтверждаемых требований стандартов и полномочий федеральных органов исполнительной власти, которые отвечают за организацию сертификации, а также порядка составления перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации; передача утверждения перечня групп продукции в компетенцию Правительства РФ, а определение конкретной номенклатуры —

федеральным органом власти, участвующим в сертификации в рамках своей компетенции.

Актуальная проблема — сертификация товаров малых предприятий, которые обычно выпускаются небольшими партиями, а также фермерской продукции. Для них мало подходят принятые схемы сертификации, стоимость этой процедуры соизмерима со стоимостью всей выпущенной партии товара, длительность процедуры задерживает обновление ассортимента. В связи с этим предусматривается возможность применения новых схем, позволяющих включение в схему заявления-декларации изготовителя о соответствии продукции требованиям безопасности, о чем сказано выше. Для этого необходимо принять в соответствующих системах сертификации правила, которые упростят процедуру сертификации продукции малых предприятий и позволят уменьшить финансовые и временные затраты. Сертификат соответствия таких товаров будет подтверждать, что товар соответствует требованиям стандарта (или другого нормативного документа), указанного в заявлении-декларации, а соответствие товара этим требованиям подтверждено.

В органе по сертификации запрещается работать должностным лицам, которые занимаются государственным контролем и надзором, основную работу должны выполнять эксперты по сертификации. Для исключения ценового произвола порядок оплаты обязательной сертификации устанавливают федеральные органы исполнительной власти, организующие систему сертификации, по согласованию с Минфином РФ.

Более строго следует подходить к выдаче сертификата на продукцию, безопасность которой должна подтверждаться службой ветеринарии или санитарно-эпидемиологического надзора. Сертификат соответствия в подобных ситуациях может быть оформлен при наличии документов этих органов (например гигиенического сертификата и пр.).

Более широкое развитие в последующий период получит аккредитация, поскольку формирование этой системы в России практически завершено: стандарты серии 51000, регламентирующие аккредитацию, гармонизованы с рекомендациями ИСО/МЭК и европейскими стандартами, что повысит соответствие работ по аккредитации в России общепризнанной мировой практике.

Уточняется статус добровольной сертификации: она будет проводиться применительно к любым объектам и требованиям по предложению заявителя, но не заменит обязательную для товаров, подлежащих в соответствии с законодательством обязательной сертификации.

Предполагается исключить функцию госнадзора за соблюдением правил сертификации, так как он может идти по линии надзора за соблюдением обязательных требований стандартов, тем более что в системе сертификации действует инспекционный контроль.

Увеличится количество основополагающих документов, а также большое внимание будет уделено стандартам с учетом того, что основное количество используемых при обязательной сертификации ГОСТов — это стандарты бывшего СССР.

С развитием сертификации в России ее полезным эффектом все в большей степени будет считаться не только предотвращение попадания на прилавки опасной и некачественной продукции, но и информирование покупателя о высоком и

надлежащем качестве товаров. Этому будут способствовать и знаки соответствия. Подготовлен проект Закона "О сертификационных знаках", предусмотрено несколько степеней защиты самого знака при нанесении его на продукцию не в процессе ее изготовления (на упаковку, этикетку и пр.). Предприятия, которые получили сертификат соответствия в России, имеют больше шансов пройти международную сертификацию и получить больше выгод от экспорта. Так, например, после сертификации древесно-стружечных плит и фанеры их экспорт возрос на 10%, причем сертифицированная продукция стоит дороже.

Основными направлениями дальнейшего развития сертификации признаны: совершенствование законодательной базы (например, уже есть проект Закона об ответственности юридических лиц за нарушение правил сертификации); уточнение действующих основополагающих документов и разработка новых; разработка и пересмотр государственных и межгосударственных стандартов; развитие сети органов по сертификации, испытательных лабораторий и более рациональное их размещение (приближение к объектам сертификации); реализация федеральной инновационной программы "Сертификация и метрология"; совершенствование работы Межведомственного совета по сертификации в плане разделения функций между ведомствами России в области сертификационной деятельности; дальнейшая гармонизация российской системы сертификации с международными правилами, что особенно актуально для присоединения России к Европейскому Союзу и вступления в ВТО; совершенствование подготовки кадров. Особо следует отметить важность развития сертификации систем качества на предприятиях и в организациях, в чем Россия сейчас значительно отстает от зарубежных стран.

К актуальным проблемам относится сертификация экспортируемой продукции.

Предыдущая - СОДЕРЖАНИЕ - Следующая


     © ХиМиК.ру




Реклама   Обратная связь   Дизайн