Асфальт (греч. asphaltos — горная смола). Различают природные и искусственные асфальты.

  Природный асфальт образуется из нефти в результате испарения лёгких фракций и окисления под влиянием гипергенеза. Сначала нефть превращается в густую, очень вязкую мальту, а затем в твёрдый, легко плавящийся асфальт. Дальнейшее изменение асфальта обычно приводит к образованию асфальтита. Иногда асфальт образует более или менее мощную кору на поверхности больших «нефтяных озёр» (например, асфальтовое озеро на о. Тринидад). Асфальт широко распространён в районах неглубокого залегания или выхода на поверхность Земли нефтеносных пород. Обычно асфальт заполняет трещины и каверны в известняках, доломитах и других породах. Содержание его в породах (по массе) колеблется от 2—3 до 20%. Крупные месторождения асфальта в СССР расположены в Куйбышевской и Оренбургской области, Коми АССР; за рубежом — в нефтеносных районах Венесуэлы, Франции, Иордании, Канады, Израиля.

  Искусственный асфальт — смесь битумов (13—60% ) с тонкоизмельчёнными минеральными наполнителями (главным образом известняками); отличаются от природных асфальтов наличием парафина (до нескольких % ) и значительно большим содержанием нефтяных масел.

  Важнейшие области применения асфальта — дорожное и строительное дело. Асфальт обычно применяют в смеси с песком, гравием, щебнем (т. н. асфальтовая мастика) для устройства полов, тротуаров, дорожных покрытий, как гидроизоляционный материал и др. Асфальтовая мастика — составная часть асфальтобетона. Кроме того, искусственный асфальт используют в электротехнике как электроизоляционный материал, а также для изготовления кровельного толя, замазок, клея, асфальтовых лаков и др.

 

  Лит.: Основы генетической классификации битумов, Л., 1964; Кострин К. В., Почему нефть называется нефтью, М., 1967.