Неорганическая
Органическая
Коллоидная
Биологическая
Биохимия
Токсикологическая
Экологическая
Химическая энциклопедия
Советская энциклопедия
Справочник по веществам
Гетероциклы
Теплотехника
Углеводы
Квантовая химия
Моделирование ХТС
Номенклатура
Таблица Менделеева
Неорганические реакции
Органические реакции
Молярные массы
Форматирование формул
Редактор формул
Уравнивание реакций
Электронное строение атомов
Игра «Таблица Менделеева»
Термодинамические свойства
Конвертер величин
Гальванопара
Поиск репетиторов
Форум
Лекарства
Фармацевтика
Термины биохимии
Коды загрязняющих веществ
Стандартизация
Каталог предприятий


Реактивное топливо

Реактивное топливо, топливо для авиационных реактивных двигателей. В качестве реактивного топлива наибольшее применение нашли керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых (например, отечественное топливо марки Т-1) и сернистых (ТС-1) нефтей. Для производства топлив, обладающих повышенной термической стабильностью (например, отечественное топливо РТ, зарубежные А, А-1, В), фракции прямой перегонки подвергают гидроочистке. В производстве реактивного топлива используются также компоненты гидрокрекинга и демеркаптанизации.

 

Основные физико-химические показатели реактивного топлива, выпускаемого в СССР

Показатель

Сорт топлива

Т-1

ТС-1

термостабильные

РТ

Т-6

Плотность (кг/м3) при 20 °С, не менее

800

775

775

840

Фракционный состав:

 

 

 

 

10% перегоняется при температуре (°С), не выше

175

165

175

195

98% перегоняется при температуре (°С), не выше

280

250

280

315

Теплота сгорания низшая, кдж/кг (ккал/кг),

43050 (10250)

43050 (10250)

43260 (10300)

43260 (10300)

Температура начала кристаллизации (°С), не выше

—60

—60

—60

—60

Общее содержание серы (%), не более

0,10

0,25

0,10

0,05

Содержание меркаптановой серы (%), не более

0,005

0,001

 

  Важнейшими показателями реактивного топлива являются плотность и теплота сгорания (см. табл.), определяющие дальность полёта. Реактивное топливо должно иметь высокую термическую стабильность, особенно если оно применяется на сверхзвуковых самолётах, в баках которых топливо может нагреваться до 150—200 °С и выше. Высокая термическая стабильность достигается очисткой топлива от неуглеводородных примесей (сернистых, азотистых, кислородных соединений), например путём обработки водородом (см. Очистка нефтепродуктов). При этом одновременно обеспечивается и низкая коррозионная агрессивность реактивного топлива. К очищенным сортам топлива для повышения их стабильности при хранении добавляются антиокислители (до 24 мг/л) и деактиваторы металлов (6 мл/л). В реактивном топливе содержится растворённая вода (до 0,008—0,01% при обычных температурах), которая при изменении условий может выделяться из топлива и вызывать электрохимическую коррозию топливной аппаратуры, а также образовывать кристаллы льда. Поэтому в реактивное топливо вводятся ингибиторы коррозии (см. Ингибиторы химические) (10—45 мг/л) и антиобледенительные присадки (0,1—0,3 объёмного %); добавляются также присадки, предотвращающие накопление статического электричества и повышающие противоизносные свойства топлив.

 

  Лит.: Нефтепродукты, под ред. Б. В, Лосикова, М., 1966; Зрелов В. Н., Пискунов В. А., Реактивные двигатели и топливо, М., 1968; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова, Б. В. Лосикова, М., 1971.

  И. В. Рожков.


___

     © ХиМиК.ру




Реклама   Обратная связь   Дизайн